20 лет назад, осенью 1993 г., во время торжественного приема (сегодня известного как “последний ужин”) заместитель министра обороны США заявил представителям военно-промышленного комплекса, что сокращение бюджета означает, что в будущем не каждому из присутствующих достанется место за столом. Эта речь запустила процесс объединений компаний, который сформировала сегодняшнюю оборонную отрасль, где доминируют крупные американские игроки, в частности, Lockheed Martin, Boeing, General Dynamics, Raytheon и Northrop Grumman, пишет Financial Times.
К концу десятилетия волна слияний достигла и противоположного берега Атлантики, где сформировались BAE Systems и EADS, которые теперь господствуют на оборонном и авиакосмическом рынках.
Ожидается, что сокращение оборонных расходов США на нынешнем этапе экономического спада будет таким же агрессивным, как то, которое сопровождало окончание холодной войны. Однако руководители оборонных предприятий, участвовавшие в состоявшейся на прошлой неделе в Великобритании крупной отраслевой выставке DSEI (Defence Security and Equipment International), сильно разошлись во мнениях насчет того, приведет ли оно снова к коренным изменениям в отрасли.
Испытывающие финансовые трудности правительства стран НАТО, которые урезали свой оборонный бюджет на $120 млрд за последние три года, стоят перед нелегким выбором: подталкивать отрасль к большей продуктивности, чтобы оборонные ведомства могли приобретать оборудование дешевле и быстрее, или защитить отрасль — вместе с рабочими местами и высококвалифицированными специалистами, — поощряя местное производство.
“С одной стороны, правительства хотят получать конкурентоспособную продукцию; с другой стороны, они хотят приобретать продукцию у компаний, создающих рабочие места в их странах, — сказал Жан-Бернар Леви, председатель правления и гендиректор французской компании по производству оборонной радиоэлектроники Thales. — Вы не можете получить и то и другое одновременно, так просто не бывает”.
Хокан Буске, глава правления и генеральный директор компании Saab, крупнейшего в Швеции оборонного подрядчика, ожидает значительных изменений. “Дело в том, что у нас заканчиваются деньги, — сказал он. В компаниях другого типа, не подверженных влиянию политиков, это обычно приводит к ограничению бизнеса. И, я думаю, то же стоит делать и нам”.
Есть признаки того, что правительства в Европе и США с этим согласны. Британское правительство заявило, что оно хочет приобретать только уже готовую продукцию. Оно также приняло решение — несмотря на отраслевое лобби — исключить бонусы для сотрудников и налоговые льготы, предоставляемые национальным подрядчикам при покупке их продукции, из своего уравнения “соотношения цены и качества”.
В то же время министерство обороны под давлением со стороны парламента пытается пересмотреть договора, которые оно больше не может себе позволить. Это помогло сохранить рабочие места и высококвалифицированных инженеров за счет того, что верфи и заводы продолжали работать даже в условиях задержки заказов.
В августе Париж нанес удар Dassault Aviation, наполовину сократив заказы на реактивный истребитель Rafale, в то время как компания добивалась контракта с Индией, своим единственным экспортным партнером. В то же время Франция уменьшила долю в акционерном капитале EADS, панъевропейской авиакосмической и оборонной компании.
В США — несмотря на предостережения со стороны руководителей оборонного ведомства и оборонных предприятий — политики запустили всестороннее сокращение оборонного бюджета в результате мартовской битвы за сокращение дефицита госбюджета.
Пентагон подталкивают к заключению таких контрактов на поставки, которые переложат большую часть риска перерасхода средств и отсрочек платежей на подрядчиков.
Однако среди всех примеров более жесткого отношения правительств к поставщикам продукции военного назначения есть и сигналы того, что пока правительства сопротивляются более радикальным изменениям. Министр обороны Великобритании на прошлой неделе в ходе выставки DSEI пообещал воспрепятствовать усилиям Европейской комиссии по реорганизации отрасли.
В то же время Париж не поддается призывам инвестора-активиста TCI ликвидировать перекрестное владение акциями среди крупных оборонных предприятий Франции.
Однако главное препятствие к объединению европейских компаний находится в Берлине, где в прошлом году было наложено вето на создание альянса между EADS и BAE Systems, сделку стоимостью €36 млрд.
Пентагон, похоже, тоже не настроен на масштабную консолидацию в отрасли, даже с учетом того, что его бюджет на закупки планируется уменьшить наполовину в течение грядущего десятилетия.
По словам аналитиков, наиболее вероятными жертвами упомянутых процессов в этот раз станут более мелкие компании, находящиеся намного ниже в цепочке поставок, особенно те, которые производят виды продукции, — например, десантные машины и очки ночного видения, — потребность в которых снизилась с прекращением их основного применения в Афганистане.
В отрасли, которая не может совершать какие‑либо серьезные движения без благословения правительства, политические сигналы выглядят следующим образом: работайте с урезанными бюджетами, но избегайте радикальных решений. Но ситуация может измениться в ближайшие пять лет, когда закончится работа в рамках крупных действующих национальных программ, таких как строительство авианосцев в Великобритании, а экспорт не сможет принять эстафету.
Если это случится, уровень занятости и прибыли может упасть достаточно сильно, чтобы послужить основанием для более глубоких реформ в отрасли.
Что скажете, Аноним?
09:30 18 января
08:00 18 января
21:35 17 января
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
[10:40 16 января]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.