Rambler's Top100
НОВОСТЬ

Инвестбанкир объяснил, почему “Метинвест” Ахметова и Ferrexpo Жеваго ждут тяжелые времена

[08:30 31 марта 2025 года ]

Инвестбанкир Сергей Будкин, который ранее возглавлял набсовет Проминвестбанка, а ныне прожигает нажитое непосильным трудом в Австралии, доходчиво объяснил на примере экономики Полтавского ГОКа, почему железорудной отрасли Украины пришел капец.

Как сильно все изменилось за десять лет... Железная руда перестала быть столь важной составляющей экспорта, какой она была тогда (в 2014 году почти треть нашего экспорта составляла железная руда и изделия из нее, в 2024 железная руда и изделия из нее составили лишь 11%).

Кроме того, весь экспорт железной руды из Украины сейчас под угрозой, потому что события 2025 могут сделать его экономически невыгодным очень и очень надолго. Дело в том, что в конце 2025 года в Симанду (это в Гвинее, в Африке) запускается самый большой в мире карьер по добыче железной руды, который строился более 25 лет консорциумом из австралийско-британской Rio Tinto и китайской Chinalco. История его построения — еще тот детектив, в котором есть все, от военного переворота до израильского торговца алмазами, от обвинений всеми всех во взятках до абсолютного произвола местных чиновников, однако эту историю я, может, напишу впоследствии, а пока дам ссылку на статью об этом в Википедии. Так вот, Симанду через тридцать месяцев после запуска должна выйти на проектную мощность в 90 миллионов тонн руды, то есть один карьер будет производить примерно в три раза больше, чем вся Украина.

Это все будет происходить на фоне ожидаемого снижения спроса на железную руду в Китае, где государство все меньше и меньше заинтересовано в дальнейшем строительстве бесконечных жилых кварталов, потому что уже построены некому продавать, а строительство — главный фактор формирования спроса на сталь.

Поэтому прогнозы цены на железную руду на 2026-2027 и дальше достаточно неутешительны. Австралийские аналитики соревнуются в том, чей прогноз будет самым пессимистичным, однако консенсус сейчас выглядит примерно так: цена на железную руду упадет до 85 долларов за тонну в конце 2025 года, после того — до среднего значения в 80-82 долларов за тонну в 2026 и будет держаться на этом уровне в более уровней. Здесь еще нужно добавить, что это цена железной руды в крупнейшем порту ее разгрузки, китайском порту Тянцзинь, которая является стандартом для всего мира, потому что для Украины это очень важно.

Теперь давайте посмотрим на это с точки зрения Украины. Вы добыли тонну железной руды, например, на Полтавском ГОКе. Себестоимость добычи, по последним данным Ferrexpo, составляет 76.5 долларов за тонну окатышей с содержанием железа в 65%. Стоимость таких окатышей чуть выше стандартной руды с содержанием железа в 62% и сегодня составляет 116.5 долларов за тонну. ПГОК грузит свои окатыши на вагоны Укрзализныци, платит 5 долларов за тонну УЗ за транспортировку в Одессу/Черноморск. Там платит еще 5 долларов за тонну за перегрузку в порту из железнодорожного вагона на судно и после того платит еще 30 долларов (до войны было 20 долларов, но сейчас ставки фрахта из Одессы в Китай в связи с войной повысились в среднем в полтора раза) за то, чтобы окатыши доехали в Китай. То есть ПГОК продает в Китай окатыши, цена которым сегодня 116.5 долларов в порту Тяньцзинь, и зарабатывает на этом ровно 116.5 долларов минус себестоимость 76.5, минус Укрзализныця 5, минус порт 5, минус фрахт 30... Равняется... Равняется... Нулю равно.

В этой арифметике есть один резерв — если будет любое постоянное прекращение огня, стоимость фрахта может вернуться к предвоенным показателям в 20 долларов на тонне и ПГОК будет прибыльным. Однако неизвестно, когда будет такое прекращение огня и будет ли оно устойчивым, а вот цены на железную руду будут точно падать следующие несколько лет и экономика добычи железной руды в Украине точно не будет улучшаться. При 85 долларах за тонну стандартной руды продукция ПГОК будет продаваться примерно за 92-93 доллара, то есть даже при постоянном прекращении огня и уменьшении ставок фрахта из Украины до 20 долларов за тонну ПГОК будет работать в убыток.

Здесь нужно остановиться и сделать оговорку. Так как себестоимость также не является постоянной величиной, она может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от входящего в нее от амортизационных отчислений на восстановление основных средств до заработных плат рабочих и от стоимости электроэнергии для промышленных потребителей до уровня рентной платы за добычу. Однако в текущих условиях я не вижу большой вероятности существенного уменьшения основных компонентов себестоимости в области добычи железной руды в Украине, поэтому принимаю текущий показатель Феррекспо за постоянную величину.

Такая довольно печальная арифметика, перспективы улучшения которой в течение следующих трех-четырех лет не очень видятся на горизонте.

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2025-03-31 11:18:08] [ Аноним с адреса 79.127.227.* ]

Если государство будет продолжать политику постоянного повышения цены на газ, электроэнергию их передачу и тарифы на ж/д перевозки, которые во многом уже выше чем в той же Турции или ряде стран Восточной Европы, то любое энергоемкое или материалоемкое производство в Украине ( составляющее сейчас основу промышленности и экспорта) будет не выгодно и будет закрыто.

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ДАЙДЖЕСТ
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.