Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Как Каримов Путина обхитрил

[08:30 08 сентября 2016 года ] [ Деловая столица, 7 сентября 2016 ]

Визит российского лидера в Узбекистан сыграл на укрепление каримовского мифа.

Отправившись с саммита G20 прямиком в Самарканд, “чтобы поклониться памяти” Ислама Каримова, Владимир Путин не только выказал интерес, который имеет Россиия в узбекской версии “операции преемник” — и без того слишком явный. Президент РФ сейчас может рассказывать сколько угодно сентиментальных баек о доброте Каримова. Или о почти дружеских с ним отношениях. Или о том, что тот всегда ему “тыкал”. Или все сразу. Но это не отменит того факта, что именно Каримов довел Узбекистан до положения “сам по себе мальчик” — причем вопреки именно его, Владимира Путина, воле.

Злорадствовал кремлевский трижды легитимный на могиле пожизненно легитимного или нет, ирония состоит в том, что своим личным присутствием там он сыграл на укрепление каримовского мифа — и, говоря метафорически, оставил за ним последнее слово.

Каримова похоронили не в столичном Ташкенте, а в родном Самарканде. Объяснение тому состоит не так в пресловутом регионализме Узбекистана (который никто не отрицает), а в том, что Ташкент играл роль колониальной, сначала российской, а затем советской “базы” на территории страны — причем именно Каримов постарался максимально вычистить постсоветскую столицу республики от любых свидетельств этого ее статуса, противопоставлявшего Ташкент древним центрам цивилизации — Самарканду, Бухаре и Хиве. И не только “музейной” культуре — но и генераторам местной элиты.

Уход из жизни Ислама Каримова погрузил в нестабильное состояние не только верхушку узбекского общества и проявил для всего мира наличие способов расшатать сложившийся статус-кво в изобилующей внешне- и внутреннеполитическими рисками Ферганской долине, в которой, напомним, граничат три центральноазиатских государства, но и заставил обратиться к более глубоким пластам состояния той среды, которую представляет собой постсоветская Центральная Азия.

Мало кто вспоминает о том факте, что еще в 20-е годы прошлого века традиционные ханства-монархии все еще имели место быть, и гипотетически их династии могут все еще где-то присутствовать. Очевидно, что сегодня правящая группировка в “республике” пребывает в понятной растерянности. Но восстановление, вернее, пересоздание монархии в Узбекистане может оказаться далеко не самым худшим вариантом послекеримовской легитимизации центральной власти и придания модного флера новой исторической эпохе. Ведь и сам Каримов далеко не был из “простых”.

Как раз “простой” вариант наследования (да и то, врача-стоматолога впоследствии не раз называли внебрачным сыном Ниязова, но так ли это на самом деле — доподлинно неизвестно) сработал только в Туркменистане, где и нравы “попроще”, да и в самом Советском Союзе Туркменистан, увы, занимал в иерархии одно из последних мест (кстати, нынешняя официальная идеология Ашхабада нередко подчеркивает это обстоятельство как свидетельство дискриминации туркмен в “красной империи”).

В конце концов, восстановление монархии — разумеется, в конституционной форме — рассматривалось как вариант легитимации новой власти в Афганистане после свержения талибов, и то, что от него отказались, могло сыграть свою негативную роль в той судьбе, которая предстояла этой многострадальной стране впоследствии (перманентная фальсификация выборов, дуализм исполнительной власти, хроническая бедность и т.д.). Что касается постсоветской традиции преемничества (этакой “новодельной” традиции), то очевидно, что при живом политическом патриархе она вообще не работает, и яркий пример тому — возвращение Владимира Путина в Кремль, а при мертвом (что произошло в Азербайджане и Туркменистане) все же предполагает семейственность или квазисемейственность, да и то наследник в определенной степени находится в тени предшественника, как об этом свидетельствует натуральный культ Гейдара Алиева в Азербайджане и то, что в образ покойного Сапрамурата Ниязова президентом Гурбангулы Бердымухаммедовым фактически не вносилось никаких корректив, разве что поначалу наличествовала попытка несколько выхолостить наиболее одиозные практики режима.

В Узбекистане, следует думать, сохранение и упрочение культа Ислама Каримова является необходимостью — будет удивительно, если к такой политике не прибегнет его наследник (наследники).

Вместе с тем, внешние факторы диктуют сегодня понимание высоких рисков явного или неявного нейтралитета, а сохранение власти традиционной аристократией зависит от способности противостоять как поветрию демократизма, так или иначе распространяющемуся из Кыргызстана, так и (несколько наивного) социал-консерватизма, как прикладного воплощения идей мусульманского фундаментализма, легко проникающего через старые советские границы.

В этом смысле на Узбекистан, оказавшийся в столь предсказуемой теоретически, но совершенно новой инструментально (если не считать Туркменистан, хотя там смена власти отчасти напоминала переворот) ситуации ухода патриарха без явного наследования вызывает пристальный интерес. В первую очередь — в Казахстане, в том же Туркменистане (хотя Бердымухаммедов еще “молод и силен”, но тоталитарный абсурд в последние в последние годы взял новые высоты) и даже Таджикистане (хотя у Эмомали Рахмона есть наследник мужского пола).

В особенности критичным с этой точки зрения является статус-кво в облюбованном российскими “системными либералами” (по сути, фанатиками авторитарной модернизации) Казахстане, где вопрос о престолонаследовании теперь обостряется до предела. Какие выводы сделает Нурсултан Назарбаев из узбекского кризиса — наверняка сказать сложно. А вот идентичность двух казусов бросается в глаза — и там, и там “Аллах не наградил правителей сыновьями”, зятья оказались “негодными”, а правящий контур способен воспринять женщину (и то со скрипом), только если такой “президент” будет марионеткой “уважаемых людей”. Наконец, в обеих странах премьер-министры подозреваются в пророссийских симпатиях (возможно, безосновательно). Каким будет ответ узбекской элиты на этот вызов и насколько эффективным — станет ясно уже в ближайшее время.

Игорь ТУРКЕВИЧ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.