Насколько сегодня крымские татары религиозны?
Не более чем все остальное население. Просто некоторые проявления чужой религии для большинства выглядят более заметными.
Как вы думаете, крымскотатарская молодежь будет активно идти в религию?
Все сообщества, пытаясь реализовать свои интересы, реализуют их в форме ответа на вопрос: кто мы такие и каковы наши права. Мы — крымские татары? Или мы — мусульмане? Для одних приоритетом является утвердительный ответ на первый вопрос, для других — на второй. Но среди молодежи уже выделяется группа, которая в первую очередь делает ставку на исламскую идентичность, а не на этническую. Возможно, так происходит потому, что реализовать себя как представителю религии несколько проще и экономнее, чем как представителю этнического сообщества. Есть определенный набор предписаний, ясно, что нужно делать. В то же время о том, что такое правильный татарин, русский или украинец, можно очень долго спорить и не прийти к общему знаменателю.
Насколько неформальные исламские течения, присутствующие в Крыму, опасны?
Их воспринимают как опасность, потому что религия связана с авторитетом и, соответственно, с властью. Люди, которые участвуют в этой борьбе с обеих сторон, в общем-то участвуют в политической борьбе, так или иначе оспаривают власть. Но это вовсе не значит, что они оспаривают верховную власть в государстве. И очень смешно слышать, когда кто-то начинает обвинять Хизб-ут Тахрир в том, что они хотят ниспровергнуть государственный строй в Украине, потому что выступают за халифат. Это звучит почти так же убедительно, как обвинять христиан в том, что раз они выступают за Царствие Божие, то они против республиканского строя.
Сейчас Хизб-ут Тахрир, судя по всему, пребывает в упадке. Хотя до недавнего времени его действительно боялись, предполагалось, что это угроза даже для чего-то большего, то есть для страны в целом. Но угроза была вполне ощутимой и реальной лишь для структур власти и лидеров в крымскотатарском сообществе, то есть для муфтията и меджлиса. Кстати, престиж Хизб-ут Тахрира очень сильно подорвали события в арабском мире: люди наконец поняли, что на самом деле это просто маргинальное течение, которое никакую политику нигде не определяет.
По сути, Киев создал в Крыму параллельный муфтият, подчиненный Духовному управлению мусульман Украины (ДУМУ), с которым не первый год не могут найти общий язык ни меджлис, ни Духовное управление мусульман Крыма. Для чего власть это делает?
Тут скорее не для чего, а почему. Крымскому муфтияту кажется, что в отношении них обязательно должна существовать последовательная государственная политика, которая шаг за шагом преследует какую-то цель. И в результате вот таких шагов у них складывается впечатление, что государственная политика последовательно преследует цель раскола крымских мусульман, пытаясь воплотить известный принцип Британской империи — разделяй и властвуй. На самом деле очень часто украинская государственная политика не только в отношении мусульман, но и в отношении других вопросов происходит не от большого ума. Она складывается из стереотипов и представлений в головах у чиновников, из их каких-то краткосрочных интересов, например, с кем-то они подружились, кому-то больше доверяют. В итоге получается, что она порождает эффекты, неблагоприятные для самого украинского государства. В частности, политика в отношении мусульман Крыма совершенно ненужным образом раздражает их, хотя никому не нужно порождать напряжение между различными мусульманами, создавать какие-то новые сущности, когда самих-то мусульман в Крыму не очень много — 170—180 тысяч. Но ситуация такова, что есть мусульманские организации (ДУМУ), которые давно установили хорошие отношения с центральной властью. Шейх Ахмед Тамим очень давно известен украинскому чиновничеству, у него хорошие связи. А крымские татары до сих пор часто вызывают недоверие у чиновничества.
На кого больше ориентируется крымский ислам?
По-разному. Он и тем и этим интересен. Есть арабское влияние, оно больше проявляется на фоне нетрадиционного ислама, представленного в Крыму теми же салафитами, Хизб-ут Тахриром, “Братьями мусульманами”… А если посмотреть на официальный крымский ислам, муфтият, то он больше под влиянием Турции. Здесь и особые отношения с турками, да и руководство меджлиса с Турцией хорошие связи имеет.
Но все это опосредованно, потому что большинство крымских мусульман не владеют арабским языком, немногие знают турецкий, да и крымскотатарский язык, к сожалению, можно отнести к языкам, находящимся в ситуации риска. Я бы отнес крымский ислам к русскоязычному исламу, сформировавшемуся на территории бывшего Советского Союза. Существует целая масса русскоязычных религиозных сайтов, перепечатывается и переводится на русский язык исламская литература (правда, очень часто некачественно). Печатная продукция, которая попадает в мечети, однотипна — что на Северном Кавказе, что в Татарстане, что в Москве, что в Крыму. В значительной степени атмосфера вот в этой среде — русскоязычного ислама — и определяет температуру воды в стакане.
Что скажете, Аноним?
[18:26 10 января]
Российские элиты ждали окончания войны в 2024-м. Что они думают теперь?
[12:50 10 января]
19:20 10 января
18:00 10 января
17:30 10 января
17:00 10 января
16:30 10 января
16:00 10 января
15:30 10 января
15:00 10 января
14:30 10 января
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.