Отдел пропаганды Китайской компартии разослал в местные СМИ директиву, требующую перестать “нагнетать кризис” на рынке межбанковского кредитования, сообщает Financial Times. “СМИ должны объяснять, что наши рынки гарантированно получат достаточно ликвидности и что наша денежная политика устойчива”, — говорится в директиве. СМИ также предписано более позитивно сообщать об экономической ситуации в Китае и направлять общественное мнение в позитивное русло, пишет деловая газета “Ведомости”.
Директива была написана на прошлой неделе, после того как за полтора торговых дня китайский фондовый рынок потерял более 10% капитализации. Кризис начался более двух недель назад, когда в выходные банкоматы крупнейших китайских банков не работали в течение часа. По официальному объяснению, причиной была модернизация системы, но СМИ заподозрили, что банки испытывают проблемы с наличностью. 20 июня китайская газета 21st Century Business Herald сообщила, что один из крупнейших банков — Bank of China — не смог вовремя исполнить обязательства по межбанковскому кредиту. Bank of China эту информацию опроверг, и газете пришлось извиниться.
По данным WSJ, в кризисе отчасти был виноват сам Народный банк Китая (PBoC), не сумевший доходчиво объяснить свои действия рынку.
С начала июня PBoC пытается добиться, чтобы местные банки перестали кредитовать теневой финансовый сектор страны — трасты, ломбарды, лизинговые компании и др. Чтобы заставить банки изменить практики кредитования, PBoC вывел часть денег с рынка межбанковского кредитования. К 20 июня ставки по кредитам овернайт на рынке МБК взлетели до 30%, и в тот же день в 21st Century Business Herald появилась заметка о дефолте по обязательствам Bank of China. Вице-премьер китайского правительства, курирующий работу PboC, Ма Кай дал указание китайскому агентству безопасности начать расследование в связи с этим, рассказали WSJ люди, знающие о принятии этого решения. “Проверка должна выяснить, откуда пошли эти слухи”, — отмечает один из них.
С 2009 г. внутренний долг Китая рос очень быстро и достиг размера кредитных пузырей, которые в США, Европе, Японии и Южной Корее были предвестниками рецессии. Весной 2013 г. PboC и китайские банковские регуляторы ужесточили надзор, но помогло это мало. За январь-май внутренний долг Китая увеличился на 52%. По оценке Citic Securities, 97% компаний малого бизнеса (всего их 42 млн) получить банковские кредиты не могут — их кредитует теневой сектор. По оценке JPMorgan, рыночная стоимость этого сектора может достигать 36 трлн юаней ($5,87 трлн), или 69% китайского ВВП.
19 июня на заседании PboC, о котором ранее не сообщалось, речь шла о том, что за первую декаду июня китайские банки увеличили кредитование на 1 трлн юаней ($163 млрд). Это “невиданная в истории сумма”, констатировал PboC. 70% этих кредитов приходилось на краткосрочные векселя, которые банки не отражают на балансах, что позволяет им обойти ограничения на выдачу кредитов. PboC объяснил действия банков игрой на опережение в ожидании, что на фоне замедления экономического роста центробанк начнет политику стимулирования. Недовольство PboC, в частности, вызвали Postal Savings Bank of China, China Citic Bank, China Minsheng Bank и Ping An Bank.
Заседание вел начальник отдела денежной политики PboC Чжан Сяохуэй, который дал понять, что банкам не стоит рассчитывать на помощь нацбанка всякий раз, когда они окажутся в трудной ситуации, и что, несмотря на замедление экономического роста, смягчения денежной политики не будет. “Не будет ни смягчения, ни ужесточения”, — подчеркнул Чжан.
В тот же день решения PboC ратифицировал госсовет Китая. В заявлении госсовета говорилось, что денежная масса будет поддерживаться на “разумном уровне”, а банкам настойчиво предлагалось больше средств направлять на кредитование определенных заемщиков, включая “стратегические развивающиеся сектора”. О том, что правительство ставит своей целью стабилизацию ситуации на рынках, в заявлении речи не шло. “Это был знак, что правительство будет придерживаться своей политики” и не стоит ожидать стимулирующих мер, отмечает заместитель директора национальной школы развития при Пекинском университете Лу Фэн.
PboC все же решил деньги банкам дать. Его представители обзванивали банки, чтобы удостовериться, что те правильно понимают его решение: “вот дополнительные средства, но используйте их с умом”. Но к этому времени на рынках было много недовольства, что PboC выпустил ситуацию из рук. 24 июня торги на китайском фондовом рынке завершились с худшим за последние четыре года результатом.
26 июня госсовет распространил заявление, где уже были слова о том, что власти готовы к действиям для стабилизирования ситуации на рынках. На прошлой неделе управляющий PboC Чжоу Сяочуань пообещал, что центробанк использует “разнообразные инструменты, чтобы влиять на рыночную ликвидность в определенное время”. Это возымело действие. К понедельнику ставки семидневного репо снизились до 5,45% по сравнению с 11,62%, которые были зафиксированы 20 июня. До начала кризиса они не поднимались выше 3-4%, и аналитики не ждут быстрого снижения.
В I квартале экономический рост Китая составил 7,7% — это один из самых низких показателей с начала финансового кризиса. Не исключено, что Китаю не удастся добиться запланированного 7,5%-ного роста экономики в 2013 г., хотя последние 15 лет рост китайской экономики неизменно был лучше прогнозов.
У Industrial & Commercial Bank of China (ICBC) коэффициент прибыли на одну акцию на прошлой неделе составлял 5,3, тогда как у Wells Fargo — 11 (данные Bloomberg). За июнь акции ICBC, China Construction Bank, Agricultural Bank of China и Bank of China на торгах в Гонконге подешевели в среднем на 12%. “Золотой век [китайских] банков подходит к концу, — сказал Bloomberg аналитик Sanford Bernstein Майк Вернер, — инвесторам придется понять, что к банкам будет применяться больше дисциплинарных мер”.
Из-за кризиса в Китае Wells Fargo на несколько дней на прошлой неделе потеснил ICBC с позиции банка с самой большой капитализацией, которую тот занимал с 2008 г. Четверка крупнейших китайских банков — результат реструктуризации практически безжизненных организаций, которую китайское правительство предприняло примерно 10 лет назад. ICBC, China Construction Bank, Agricultural Bank of China и Bank of China получили от государства $650 млрд. С 2005 г. они поочередно выходили на рынок IPO и в совокупности привлекли $64,5 млрд.
Что скажете, Аноним?
12:00 11 января
11:30 11 января
09:00 11 января
08:30 11 января
08:00 11 января
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
[07:30 11 января]
[18:26 10 января]
Российские элиты ждали окончания войны в 2024-м. Что они думают теперь?
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.