РПЦ, пользуясь своим привилегированным положением на рынке “опиума для народа”, совершенно провалила работу по имиджу и коммуникациям.
Глава РПЦ патриарх Кирилл назвал уклонение от армии смертным грехом. А также сообщил слушателям военной академии Генштаба Вооруженных сил РФ, что самым важным жизненным приоритетом является “страх Божий”. Видимо, чтобы в армии об этом не забывали, уже сейчас утверждено 240 штатных должностей для армейских капелланов, их денежное довольствие оплачивается налогоплательщиками. Стало доброй традицией освящать ракеты-носители, “Протон”, например. Стоимость такого освящения — около 150 тысяч рублей. Оплачивают услуги те, кто ракеты собирает, — РКК “Энергия”, ГКНЦП им. Хруничева.
Патриархия объявила и монастырский призыв. На Архиерейском соборе патриарх Кирилл объявил о планах сделать монастыри “привлекательными для молодежи”. А еще при каждом храме появятся соцработник и педагог, а при епархиях создадут молодежные объединения и советы. “Приходы должны держать в зоне внимания близлежащие учебные заведения любого типа: университет, техникум, профессиональный колледж, школу”, — сказал глава РПЦ. Привлекать детей в храмы предписывается всеми возможными способами, включая организацию спортивных соревнований.
Объявлен и призыв во власть — Московская патриархия разрешила священникам избираться в органы власти. Пока — только в особых случаях и с одобрения Священного синода, но уж тут каждый случай, очевидно, особый.
Православный священник из Орловской епархии тут же выразил желание избраться в парламент Республики Адыгея, а иеромонах Антоний решил баллотироваться в мэры города Нерехта Костромской области.
Большие успехи достигнуты в сотрудничестве РПЦ с министерствами и ведомствами, в особенности с Минобрнауки — церковь добилась преподавания курса “Основы православной культуры” в школах и вытребовала для духовных академий право выдавать дипломы гособразца. Минэкономразвития подготовило закон о реституции церковной собственности, в том числе земель и зданий оценочной стоимостью более 2 трлн рублей. Не отстают и местные власти: так, несколько уральских сайтов недавно объявили о том, что “в Екатеринбурге появится 300 новых храмов”.
Не оставляет своим вниманием церковь и медийные проблемы. “Надо убирать с сайтов уважаемых СМИ похабщину, клевету, экстремистские высказывания, сеющие раздор и рознь, — заявил на днях председатель синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда. — Та невыносимая легкость комментариев, которая характерна для большинства интернет-дискуссий, действует разрушительно и ведет к ненормативному общению и оскорблениям”. Ну и не будем забывать прекрасного предложения ввести общероссийский дресс-код, которое сделал глава синодального отдела по взаимодействию церкви и общества протоирей Всеволод Чаплин.
Но вот лично мне больше всего нравится поздравительный жанр отцов РПЦ. Тут днями Варсонофий, митрополит Саранский и Мордовский, управляющий делами Московской патриархии поздравил с 80-летием УФСИН России по Республике Мордовия (сохраняю орфографические особенности оригинала): “С исторической точки зрения 80 лет — это относительно небольшой период, но за это время Вы прошли путь от первого построенного здания в непроходимых лесах Мордовии до одной из лучших в России системы исполнения наказаний, освоившей территорию от Потьмы до Барышева протяженностью более 50 километров”. Показательно, что мордовские лагеря с момента основания специализировались как раз на сидельцах за православную веру (позже — на политических). Например, новомученик Владимир Вятский — замучен в Темниковском лагере в Мордовии, похоронен в братской могиле в 1939 году, канонизирован в 2000-м.
Об РПЦ как-то не принято говорить, что корпорация, пользуясь своим привилегированным положением на рынке “опиума для народа”, совершенно провалила работу по имиджу и коммуникациям. Я человек неверующий, однако церковь и религию уважаю, и обидно, когда иерархи ставят себя в самое дурацкое положение, освящая ракеты и окропляя парашюты, выстраивая колокольни на танковых башнях или поздравляя мордовский ГУЛАГ.
РПЦ — та же корпорация, но, в отличие от остальных госкорпораций, она не выстраивает корпоративные общественные коммуникации научным образом. Церковь может сколь угодно отрицать науку, но уж точно не эту.
Была такая ересь в раннем христианстве — донатизм. Последователи этого течения считали, что признак истинной церкви — святость, выражающаяся в личном совершенстве ее служителей, а таинства, совершенные провинившимися против церкви священнослужителями, теряют свою силу. То есть, очень грубо говоря, грехи священнослужителей переносятся на религию. В этом смысле нынешняя тактика Ватикана представляется весьма разумной и рациональной: извиняясь за инквизицию и другие прошлые безобразия и уж тем более не отрицая сексуальных преступлений своих священников, папский престол укрепляет и религию, и нравственность, и церковь. Но католическая церковь давно живет в состоянии острой конкурентной борьбы за клиента, а монопольное положение РПЦ в российской политико-духовной сфере может сыграть злую шутку не только с церковью, но и с прихожанами. Монополия никого до добра не доводит. Кстати, было бы неплохо, если бы наследники НКВД покаялись перед РПЦ (а лучше перед православными, а еще лучше — перед всеми верующими) за священнослужителей, погибших в ГУЛАГе. Хотя бы за них, если уж мы почти перестали быть светским государством.
Вот клирики Удмуртской епархии, в марте обвинившие патриарха Московского и всея Руси Кирилла в излишне тесном общении со светскими лидерами страны, ушли во “внутреннюю иммиграцию”. Два протоирея и один священник в начале июня заявили, что переходят в юрисдикцию одной из непризнанных “альтернативных” структур, не столь давно отколовшихся от Русской православной церкви за рубежом. Вот и эти туда же — в эмиграцию по политическим мотивам.
Когда отцы церкви говорят о власти, они поминают апостола Павла, который (вообще-то единственный из апостолов, еще 11 отмолчались) в письме к римлянам говорит, что “всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены”. Однако нужно читать дальше, Павел дает определение формата такой власти: “Божья власть дана начальствующим для защиты добрых дел, для наказания за дела злые”. И такой власти апостол Павел призывает повиноваться не из страха, а по совести. И заканчивает он эту похвалу власти так: “Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона”. Как написал мне один прекрасный и эрудированный человек (когда я всуе упомянула апостола Павла), “использование данного отрывка, вырванного из контекста и лишенного ввиду этого изъятия самого духа Евангелия, не является единичным случаем использования Благой вести в целях оправдания различных мерзостей. Ведь у того же апостола Павла есть и другое послание, к Ефесянам, гл. 6 стих 12, где он прямо говорит: “Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной”. То есть Павел совершенно четко разделяет власть от Бога, данную для соблюдения заповедей (законов), и “козни дьявольские”, служащие для унижения и угнетения человеков.
В общем, вполне современное высказывание, я бы даже сказала — оппозиционное, в особенности если учесть “Vox populi vox Dei” (“Глас народа — глас Божий”). А вера — дело интимное.
Ольга РОМАНОВА
Что скажете, Аноним?
[22:34 25 декабря]
[14:50 25 декабря]
[18:15 24 декабря]
17:50 25 декабря
17:30 25 декабря
17:00 25 декабря
16:50 25 декабря
16:40 25 декабря
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.