Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Триумф, бедность и окольные пути национальной идентичности

[14:58 25 сентября 2012 года ] [ День, № 171, 25 сентября 2012 ]

Мы часто задаем себе вопрос, почему ЕС “оттягивает” время полного законного приобщения Украины в свое лоно. Есть много причин. Но есть и самая главная...

Учредительные документы Европейского Союза предусматривают принятие новых членов-государств при условии, когда нация, составляющая основу той или другой страны, полностью себя идентифицировала. Мы же часто задаем себе вопрос, почему ЕС “оттягивает” время полного законного приобщения Украины в свое лоно. Есть много причин, о которых стоит говорить отдельно, но очевидно самой главной из них является незавершенность процессов национальной идентификации. К сожалению, процесс национального становления в государстве чрезвычайно затруднен внешними влияниями, внутренними междоусобицами и, как ни досадно, антинациональными тенденциями. Но мой народ — большой оптимист. В интервью “5 каналу” Блаженнейший Любомир (Гузар) отметил: “Политики разделены, поэтому они хотят разделить народ. За то их ожидает большая кара Божья”.

Очевидно, что кара Божья не за горами. Но на горизонте — другой судья — всеобъемлющее народное прозрение.

ПУТЯМИ ПРАВЕДНЫМИ И ЛЖИВЫМИ

Долгим и сложным, тернистым и далеко не триумфальным оказался наш украинский путь к обретению национальной идентичности. Огромная территория Украины долгие века представляла собой израненное географическое тело. Но сила проявлялась в том, что и буковинец, и надднепрянец, и галичанин, и сын таврических степей, волыняк и подолянин, закарпатец и слобожанин называли эту территорию Родиной! После распада СССР мы входили в мир не с пустыми руками, а с четко обозначенными географическими границами и хорошим, еще советским законом 1989 года, который позволял защищать, лелеять, употреблять и развивать украинский язык. Вспоминаю короткую встречу с тогдашним председателем Верховной Рады Украинской ССР Валентиной Семеновной Шевченко в Киеве во время празднования юбилея Киевского университета имени Тараса Шевченко, которая с гордостью и вместе с тем с горечью сказала: “Данный Закон — очевидно, главное, что я сделала в жизни. Жалко, что его идеи и положения не развиваются теперь уже в независимой Украине”. Но ведь действительно, чем похвастается через десяток лет многоразовый спикер Владимир Литвин, какую услугу родному языку сделал он?

За время нашей независимости, должны с этим согласиться, имеем оригинальные отдельные примеры национальной идентичности. В первую очередь “национально определились олигархи”: они пока еще сосут одновременно три дойки — российскую, европейско-мировую и украинскую народную. И ни от одной не хотят отлучиться. Но отлучение в природе бывает принудительным. Выразительно идентифицировались и оборотни разных мастей — коллаборанты, провокаторы, диверсанты — их задачу и затраченные усилия распознаем легко и точно — они прилагают максимум труда для того, чтобы посеять в народе раздор и неуверенность, чтобы затормозить, а то и вообще остановить процесс формирования и распространения образа нации. Идентифицировала себя и так называемая “политическая элита”, которая сейчас находится у власти, тесно связана с олигархическими кланами.

Досадно такое писать, за окном 22-й год украинской независимости. Три потерянных семилетки, одно поколение, а успехи скупые, короткие, словно хвостик зайчишки. Особенно больно за родной украинский язык, который является не только способом коммуникации, но и средством творения культурных национальных достижений. Считаю, что нас, украинцев, трудно, даже невозможно, национально преодолеть, это должен запомнить каждый злоумышленник, а свидетелем этого является весь сложный исторический процесс. Даже тогда, когда в угоду родному партийному клану, соседу-разрушителю, двум доморощенным продажным неукам Президент страны дает зеленый свет антиконституционному закону, инициируя при этом создание какой-то комиссии (?), которая бы после его нескрываемого насилия изучала языковые вопросы в Украине, мы верим в близкий конец дерзости и надругательства на наивысшем правительственном Олимпе.

КАК УКРАИНЦЫ ЗАВОЕВЫВАЛИ ЗАПАД

В конце ХІХ века большие массы украинцев направились в Канаду, США, а в дальнейшем и в Бразилию, Аргентину. Брали с собой самое ценное, что не запакуешь в узлы и чемоданы. В экстремальных условиях чужбины они оказались едва ли не самыми сильными, непреодолимыми. С первых дней украинцы начали ревностно заботиться о сохранении родного языка, культуры, веры, о приспособлении их в новых, казалось бы, неблагоприятных, жестоких условиях эмиграции. Одновременно с жилыми и хозяйственными сооружениями, возведенными по украинским аналогам, появлялись дома “Просвіти”, школы, Церкви. Еще в 1893 году начала выходить первая украинская газета “Свобода”, которая и в настоящее время регулярно появляется в США и является самой старой в мире газетой украинцев.

В экзиле действовали государственные органы управления, политические партии (от крайне правых до крайне левых), студенческие, молодежные, спортивные организации, художественные и профессиональные союзы, ветеранские объединения, Украинская Свободная Академия наук и Научное Общество им. Тараса Шевченко, знаменитые художественные коллективы, сложилась широкая, хорошо структурированная и типизированная сеть печатной периодики, в том числе и научной, а сейчас и электронных СМИ... Вся эта пирамида содержалась почти исключительно на средства эмигрантов, которые создавали разнообразные фонды, кассы взаимопомощи и тщательным образом следили за использованием народных денег. Деятельность указанных выше институций направлялась в русло шлифования украинской национальной идентичности. Молодежь воспитывалась в духе украинского патриотизма как в семьях, так и субботних школах, в “Пласте” или Союзе украинской молодежи. Политические эмигранты, в том числе члены ОУН, сознательно отказывались от гражданств развитых государств и упрямо оставались “бездержавниками”. Они верили, что СССР рано или поздно упадет и они вернутся в родной край триумфально и навсегда, а государство Украина сполна воспользуется их опытом.

Но многолетний опыт эмиграции оказался не нужным.

Увлеченное разгосударствлением и приватизацией молодое украинское государство вынесло на маргинес единственную авторитетную высшую школу украинской эмиграции — Украинский Свободный Университет в Мюнхене, который был основан еще в 1921 году в Вене горсточкой украинских университетских профессоров, которые по различным причинам не могли оставаться в Западной Украине и советской, поэтому реализовывали свой значительный научный и педагогический потенциал в УСУ. Вскоре Университет переехал в Прагу и пользовался благосклонностью большого украинского друга и приятеля, Президента Чехословакии Томаша Масарика. После войны УСУ был перенесен в Мюнхен, где он функционирует до сих пор. На протяжении своей долгой истории университет стал Alma Mater для сотен украинцев и иностранцев, которые получили здесь степени магистров и докторов и внесли значительный вклад в науку и культуру не только Украины, но и других государств. В когорте известных людей, связанных с УСУ, Александр Колесса, Станислав Днистрянский, Владимир Державин, Александр Олесь, Августин Волошин, Иван Мирчук, Владимир Кубийович, Владимир Янив, Владимир Косик, Аркадий Жуковский, Станислав Кульчицкий, Мирослав Лабунька, Роман Дражневский, Петр Гой, Юрий Шевелев, Дмитрий Штогрин, Леонид Рудницкий, Наталья Полонская-Василенко, Дмитрий Степовик и мн.др. Каждое это имя — своеобразный оберег национальной идентичности.

До конца 1996 года УСУ успешно функционировал частично благодаря средствам фонда в США и Общества друзей УСУ в Европе, но в основном — на бюджетные немецкие деньги, которые поступали как из Федерального министерства внутренних дел, так и из Баварского министерства образования, науки, вероисповеданий и культуры. Таким образом немецкое правительство поддерживало украинцев, которых идентифицировало с политическими беженцами. Но, когда миновало 50 лет со времени окончания Второй мировой войны, а Украина стала независимым государством, которое должно было бы заботиться о своих эмигрантах, они полностью мотивированно прекратили такое существенное дотирование УСУ. Тогда должна была бы сказать свое слово Украина, тем более что после падения железного занавеса сотни молодых людей изо всех уголков государства начали студии на стипендии диаспоры. Но правительственно-образовательные факторы не удосужились даже на награждение во время юбилейных дат хотя бы какими-то государственными наградами небольшой когорты людей. Вклад УСУ в сохранение и развитие национальной идентичности Украины в мире — огромен. Может именно поэтому и не хотят подать руку помощи этому уникальному учреждению новые “отцы нации”.

Однако в этой сложной истории были свидетельства и отдельных личностей, которые лелеяли национальную идентичность за украинскими пределами. Среди них — Кардинал Иосиф Слипый, очутившийся в лоне эмиграции после почти 20-летнего заключение в сталинских ГУЛАГах. Это было время, когда активная общественная жизнь начала стихать, политические эмигранты приспособились к новым условиям, устроили свой быт, получили работу и жили как рядовые коренные жители. Они воспитывали своих детей и внуков в духе патриотизма и уважения своего, но последние закономерно медленно индентифицировались с американцами, немцами, бразильцами, французами, англичанами.... Владыка Иосиф Слипый, понимая обоюдную угрозу, возглавляет процесс активизации эмигрантской жизни. Он сам лично собирает средства, направляет их на перестройку украинской жизни. Особенно Владыка Иосиф заботится о перестройке Малой и Большой Семинарий, Украинского Католического Университета, Украинского Свободного Университета, оживляется научная и издательская деятельность в диаспоре. Какая-то делегация украинцев из Германии, после того как он настаивал на строительстве Церкви и дома при ней в Мюнхене, упрекнула, мол, мы доживаем век, дети медленно онемечиваются, кто будет содержать эти сооружения, Патриарх дальновидно, рассудительно, как авторитетный народный мудрец, ответил коротко: “Будет хата — придут люди”.

VERSUS — НАЦИОНАЛЬНЫЕ СМИ

В предвыборный период никто из наших достойников не касается проблемы развития, становления и утверждение именно национальных средств массовой информации. А между тем профессор Кембриджского университета Монсеррат Гибернау среди главных стратегий, к которым в целом прибегает государство, формируя единую национальную идентичность, способную объединять граждан, называет “прогрессивное укрепление национального образования и систем массовой информации как главных инструментов в распространении какого-то конкретного “образа нации” с его символами и ритуалами, ценностями, принципами, традициями, образами жизни, общими врагами и, что самое важное, выразительным определением доброго гражданина”1.

Каждый гражданин моего государства от дошкольника до пенсионера ежедневно пользуется услугами разнообразных СМИ. Наиболее доступными являются телеканалы, за каждым из которых стоит денежный владелец. Конечно, об ожидаемой, по М. Гибернау, функции СМИ в формировании единой национальной идентичности нет никаких оснований говорить. Украине крайне необходимы 5-6 качественных печатных всеукраинских газет, редакции которых обеспечивали бы глубокое всестороннее информирование и анализ украинской и зарубежной жизни. Они должны бы быть ежедневными и доступными для каждого гражданина (здесь речь идет и о цене, и о сети распространения).

Может, кому-то покажется странным наше предложение в условиях рынка информации, но для того, чтобы достичь большой стратегической, национально сориентированной цели, не лишней была бы “Государственная программа перестройки центральной печатной периодики”. Речь идет о поддержке уже существующих брендов — газет “День”, “Україна молода”, “Дзеркало тижня”, “Молодь України”, “Сільські вісті”... Имеем в виду и основание новых центральных ежедневных газет по немецкому образцу — “Південноукраїнської газети”, “Північно-східної української газети”, “Західноукраїнської газети”. Эта представленная мной “Программа” должна была бы предусмотреть создание ежедневной всеукраинской “Християнської газети”, в состав редакции которой должны входить лучшие религиозные журналисты Украины. Издание это должно было бы быть внеконфессионным и нескрываемо исповедовать объединение всего украинского православного мира. Пишу об этом так уверенно, потому что украинская национальная идентичность — немыслима без христианского фактора. Государственная поддержка центральных государственных СМИ — не анахронизм. После Второй мировой войны огромные массы украинских политических эмигрантов оказались в американской зоне оккупации в Германии. Американцы внимательно следили за поведением украинцев в лагерях для перемещенных лиц и, начиная с 1946 года, начали выдавать государственные лицензии на издание периодики с соответствующим финансированием. Разрешение на одну газету “обрастало” еще 4-6 изданиями-дополнениями — предприимчивые редакторы сполна использовали доброжелательность заокеанских приятелей-армейцев, среди которых были и эмигранты украинцы, для сохранения национальной идентичности.

Очевидной является и другая проблема. Журнал “Український тиждень” (№27, 6-12 июля 2012 г.) подает продуманную “Инструкцию” о том, как решить языковой вопрос. Среди предложений относительно печатных СМИ предусматривается обязательная норма о том, что все печатные издания, которые реализуются на территории нашей страны, должны иметь украиноязычную версию своего продукта. Речь идет прежде всего о российских изданиях, которые дружно и смело десантируются на украинский информационный рынок. Я бы продолжил инструктивный императив “Тижня”: проблематику таких изданий не лишне было бы постоянно анализировать, учитывая массированное лжеинформационное враждебное наступление. Versus — украинские национальные СМИ! Пусть не кажется нашим злоумышленникам, что мы незрячие. Видим, слышим, понимаем... Движение в направлении истинно украинских СМИ сметет препятствия на магистральном пути утверждения национальной идентичности.

НЕЗАВЕРШЕННЫЙ, СЛОВНО НЕУМЕСТНЫЙ, ЭПИЛОГ

Завоеватели всегда с пользой использовали реликвии побежденных. Икона Матери Божьей, которая была реликвией галицких князей, после завоевания Львова “отправилась” в Белз, а затем — и в Ченстохова, где для нее был сооружен величественный Храм. Ныне Матке Боске Ченстоховской поклоняются не только поляки, а весь христианский мир.

А сколько таких украинских реликвий в России? Тысячи. Но есть вещи, которые невозможно загрузить в товарняки и вывезти. В Почаеве и окружающих селах распространяется страшная новость — Почаевскую Лавру покинула Божья Благодать. Это вызвано теми страшными авариями, которые случились с людьми, одни из которых, россияне, — направлялись на молитву, другие — возвращались из Лавры. В Почаеве не услышишь украинский язык — там правят и заправляют откормленные монахи из Молдовы и России. Ну-ка, попробуй — признайся, что принадлежишь к Церкви Киевского Патриархата, Автокефальной Церкви или УГКЦ — заплюют, проклянут, опозорят. А когда-то фундаменты этой Святыни закладывали василиане — греко-католики.

Страшно и другое — Божья Благодать, кажется, покинула властные киевские холмы. Поэтому Президент спешит в Грецию, на Афон, чтобы привезти оттуда хотя бы “немножко” Божьей Благодати. Но зачем было ехать аж на Афон, Москва — ближе, все равно Святая гора сегодня временно приватизирована московитами.

Но разве так ищут благодать для своего народа?

 


 

1 Ґібернау М., Ідентичність націй. — К.: Темпора, 2012. — С.39.

 

Михаил ПРИСЯЖНЫЙ, декан факультета журналистики Львовского национального университета им. И. Франко, доктор общественно-экономических наук, профессор Украинского Свободного Университета (г. Мюнхен, Германия)

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.