Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Слово о сильной власти

[19:00 19 августа 2010 года ] [ День, №148, 19 августа 2010 ]

Что общего между нами и государственной властью? Казалось бы, ничего.

И все же взаимосвязь очевидна: государственная власть сильна своим достоинством, своей собственной сильной и взвешенной политикой, своей волей и откликом народа, то есть соблюдением им закона, доверием, уважением и готовностью принимать участие в делах и начинаниях власти. Эту главную свою природу — духовную и волевую — власть обязана постоянно помнить, заботливо сохранять и укреплять. В ее распоряжении всегда остается аппарат силовых ведомств, то есть существует возможность, в случае необходимости, согласно закону использовать внешнюю силу. Выше силы нет ничего, кроме умения владеть ею. Но эта сила никогда не заменит внутреннюю — ни ее достоинства, ни ее правоты, ни ее духовного импонирования. Политическая государственная власть, как и отдельный человек, недолго будет уважаема, если она недостаточно достойна. Так как государство держится не подавлением, а духом; не произволом, а авторитетом власти, не угрозами и наказаниями, а свободной политической лояльностью народа.

Поэтому, говоря о сильной власти, я понимаю под этим, прежде всего и больше всего, ее духовный авторитет. Мы, вероятно, еще не в полной мере осознали его важную роль. Так, скажем, в недавнем интервью газете “День” заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Дмитрий Выдрин, к сожалению, об этом также почему-то не упомянул: “Местные выборы 31 октября станут первым тестом власти на ее прочность, адекватность и соответствие интересам людей”. Вполне понятно, что признание авторитета власти предусматривает наличие целого ряда условий, от которых он зависит. Наделенным властью, наверное, будет нелишним об этом узнать.

Мы должны весьма критически отнестись к тому, что у всех, без исключения, из этой категории людей есть правильное понимание того, что называется духовным авторитетом власти. И прежде всего потому, что в ней сильно иррациональное начало, начало страсти, жажда власти. Если эта страсть такая неизбывная в человеке, то нельзя исключать того, что она проникнется идеологией превосходства над окружающими. Политологи утверждают, что существует даже целая идеология власти, ее самооправдания и оправдания перед теми, кто от нее страдает. Разве не прямое доказательство тому — ответ на прямой “колючий” журналистский вопрос уважаемого представителя государственной власти, который в уже упомянутой выше публикации как своеобразное оправдание отдельных незаконных решений действующей власти процитировал следующее выражение одного известного американского политолога: “Еще 20 лет назад политика была искусством соблюдения законов, а сегодня политика стала искусством нарушения законов. При этом придание этому нарушению оттенка легитимности”? Оппа! Как по мне, оправдать такой подход ничем нельзя. Жаль, что стремление политиков укротить зло порождает так много нового зла. “Если платить преступлением за преступление, — призывает опомниться Лина Костенко, — то как же жить... на Земле?”

Бесспорно, духовный авторитет власти — это тонкая вещь. В этом понятии соединился целый ряд категорических обязательных требований. Читатель, конечно, знает, что в ст. 1 Конституции есть такое определение нашего государственного образования: “Украина — суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство”. На основании этого признания, которое содержится в Основном Законе Украины, казалось бы, ее граждане должны уверенно ощущать, что государственное руководство и стремится, и делает все для того, чтобы обеспечить национальную безопасность и жизнеспособность государства, его экономическое, духовное, культурное и интеллектуальное возрождение.

Однако они этого, как свидетельствуют социологические исследования, не ощущают. Почему это так важно? Дело в том, что без такой уверенности не будет ни доверия, ни уважения, ни готовности участвовать в укреплении основ украинской государственности. Мировая история свидетельствует: искреннее уважение и любовь народа окружали тех властителей, которые пользовались своей властью именно таким образом. Сильная власть — это результативная, убедительная власть.

Способность принимать грамотные, обоснованные решения, как известно, является незаменимой чертой тех, кто находится у властного руля. Но здесь важно подчеркнуть и другое. Непременным условием успеха при этом является умение организовывать реализацию задуманного. Кто не способен действовать таким образом, тот сокращает свой путь на государственной должности. Так как в политике провозглашенное — ничто. Сделанное — все. Итак, в глазах народа значительной, сильной предстает лишь та власть, слова которой не расходятся с делом, которая убедительно демонстрирует свою способность воплощать намеченное в жизнь. То есть она должна быть организаторски-действенной властью.

Искусство руководства на государственном уровне заключается также в умении применять к общегражданской жизни те же принципы справедливости, которыми мы руководствуемся в быту. Власть, которая в проведении государственной политики игнорирует требования социальной справедливости, не обеспечивает населению нормального уровня жизни, достойных условий человеческого существования и развития, подрубает сук, на котором сама сидит. Она будет чужой человеческому сердцу, а потому вряд ли вообще сможет склонить к себе сердца. Политика, которая разочаровывает в себе людей, заранее обрекает себя на неизбежное поражение. До сих пор помню, как в свое время парламент Эквадора отстранил от власти президента этой латиноамериканской страны Букарама, которого отстранили от должности за резкое снижение уровня жизни народа. Сильная власть — это справедливо-убедительная власть. Любая несправедливость в отношении к людям увеличивает опасность для власти. Считаю, правы аналитики, которые предупреждают: повышение цены на газ — уже осуществленное, а также запланированное следующей весной вместе с последующим увеличением тарифов на коммунальные услуги и потребительских цен — вызовет в обществе значительную волну негодования.

Духовный авторитет власти тем больше, чем плотнее она связана со своим народом. Если кому-то из правителей не хватает здесь практического опыта, советуем изучить деятельность Франклина Рузвельта — первого американского политического деятеля, который наладил тесную связь с избирателями. За 12 лет своего президентства Рузвельт более трехсот (!) раз садился к микрофону и говорил: “Друзья мои...”. Стоило его администрации столкнуться с критическим испытанием — первым стала Депрессия, затем — Вторая мировая война, — как харизматический голос Ф. Рузвельта завучал в домах по всей стране: президент США объяснял соотечественникам, что лежит на чашах весов. Ищите в рассказах о нем зерна мудрого подхода к осуществлению коммуникаций со стороны главы государства, а не совета. Власть, отстраненная от контактов с людьми, которая не вникает в их положение, чужда их интересам, вызывает тяжелое разочарование. Истинная сила государственной власти определяется лояльностью народных масс, которая является для нее народной опорой. Это должна быть тесно связанная с народом контактно-убедительная власть.

Если избиратели доверили власть избранным ими политикам, то они будут поддерживать их только в случае честного с их стороны выполнения своих обязанностей. Всякая ущербность морали, пороки и беспорядок в системе государственного управления только подрывают авторитет власти. Можно ли надеяться, что она получит высокую репутацию, если ее представители злоупотребляют своим служебным положением, работают как попало? Ответ здесь совершенно ясен. Кто же не слышал об ужасном конце властвования последнего киргизского президента?! Все об этом знают. Одним словом, политика должна быть моральной, иначе она обречена, без этого она не имеет никакой цены. Честь наделенных властью людей подобна, если позволительно такое сравнение, драгоценному камню: малейшее пятно лишает его блеска и разрушает всю его ценность. Отсюда вывод: сильная власть — это нравственно-безупречная власть.

Нетрудно догадаться, что сильная государственная власть — это еще и профессионально-квалифицированная власть. А потому нам никак невозможно обойти вопрос отбора в ряды центральной власти лиц, наиболее подготовленных, духовно одаренных, для государственной деятельности. В этом вопросе каждый частный случай, когда предпочтение отдается мошеннику, а не честному человеку, и невежде вместо человека образованного, компетентного, можно сравнить с ситуацией, когда лиса попадает в ловушку. Избрания или назначения такого рода, которые, к сожалению, еще случаются, кроме прямого вреда, который наносится ими руководству делами государства, ошибочны еще и тем, что они дискредитируют государственное управление в глазах общественного мнения. Помните, как согрешил с фальшивым дипломом об окончании вуза один из печально известных функционеров президентской команды Ющенко! Какое же отношение к подобным фактам может быть, кроме того, которого они заслуживают?

В принципе, когда в народе возникает серьезное недовольство деятельностью органов государственной власти, оно влечет за собой и соответствующую реакцию. В США президент Гувер не прореагировал и не выдвинул никаких конструктивных предложений в связи с большим кризисом 1929 года и затем закономерно потерпел поражение на выборах 1932 года, на которых победил Ф. Рузвельт. Французские социалисты не приняли надлежащих мер для ликвидации безработицы и потому проиграли выборы 1986 года. А английский кабинет во главе с Мейджором несколько позднее был отклонен из-за того, что консерваторы неудовлетворительно вели дела в стране. Сокрушительное поражение именно из-за этого потерпел на последних президентских выборах и наш третий президент. Таких примеров множество. Все это так, и это утешает. Демократия — лучший из возможных режимов.

В конце концов, власть как таковая должна приучить себя к выдержке во всем, она должна быть в государственных делах волевым центром страны, способным осуществлять решительные меры, которые бы удовлетворяли ожидания народа. Вспомним хотя бы президента Франции генерала де Голля. Огромный авторитет, который после победы Республиканского фронта в 1956 году он снова приобрел у избирателей в 1958 и 1962 годах, был проявлением признательности французов за то, что де Голль сумел навести порядок в делах страны. Иначе говоря, органы государственной власти не могут ставить себя в положение растерянности и беспомощности перед лицом народа, надеясь на слепое счастье. Вот почему государственной власти в Украине, чтобы быть на высоте своего положения, необходима твердая воля, способная в кризисный период жизни Отчизны принимать смелые, ответственные решения и выполнять их до конца, без колебаний и оговорок. Конечно, каждая решительная мера рискованна, но опаснее нерешительности нет ничего! Проявление властью твердой политической воли и решительности в последовательном проведении своей политической линии — условие силы и залог укрепления государственного организма. Важно здесь и то, что бессилие, немощное топтание наверху, когда власти не хватает волевых импульсов для решения назревших, кровно важных для народа задач, как показывает исторический опыт, не импонирует большинству людей. Вот почему им необходима волевая мудрость власти.

Таковы, по нашему мнению, основные условия духовного авторитета государственной власти. Не задумываться над этой огромной ценностью тем, кто работает в аппарате государственного управления, нельзя. Знание этих условий — один из самых верных путей для самопознания. Вообще же сказанное выше, как и все общественные, политические, социальные принципы, относительно. Дело специалистов, людей научного знания и значительного управленческого опыта, составить мнение о значении каждого атрибута авторитета власти, степени его полезности, об условиях и формах, в которых они могут оказаться целесообразными для анализа или которые, наоборот, делают их неприемлемыми. В частности, известный политолог, доктор философских наук В. Ф. Халипов в своей монографии “Введение в науку о власти” выделяет более 60 разновидностей власти, более 150 наименований власти имущие разного рода, около 50-кратий (бюрократия, аристократия и др.), почти 200 разных видов и областей политики. Феномен власти, по мнению ученого, в целом охватывается приблизительно тремя тысячами категорий и понятий. Согласитесь, нам всем есть, над чем здесь серьезно подумать. В любом случае говорить об этом нужно.

И еще. В мои руки как-то попала книга “Слуга, или Истинная сущность лидерства-служения” Джеймса Хантера”. Его работа — полезное напоминание о том, что эффективное лидерство должно базироваться на служении другим. Автор подводит нас к осознанию простого, но очень существенного факта: настоящей опорой правителей является не власть, а авторитет, построенный на внимании к людям, любви, служении и самопожертвовании. “Когда мы служим и жертвуем, — подчеркивается в работе Д. Хантера, — то зарабатываем у людей авторитет. А когда мы заработаем у людей авторитет, то удостаиваемся права называться лидерами”. Изложенные им в этой книге принципы не представляют собой ничего нового или сложного. Их осуществление не требует каких-то личных способностей; достаточно всего лишь всячески укреплять узы уважения, ответственности и заботы, которые связывают власть с окружающими людьми.

Что бы там ни говорили, но все же сила государственной власти определяется вовсе не ее произволом, не размером ее посягательств и не готовностью ее использовать любые и даже самые плохие средства. Тот, кто восхищается “чилийским чудом”, экономическими реформами Аугусто Пиночета, к сожалению, забывает, что замешаны они на крови, благодаря жесткой диктатуре, за что впоследствии уже немощный генерал был отдан под суд. Сила власти, по нашему мнению, есть не что иное, как самодостойное ее существование. Как уже подчеркивалось выше, в ее основе — духовно-моральной авторитет власти, ее уважаемость, признание большинством ее достоинства, ее способность импонировать гражданам, получать поддержку с их стороны. Если с этой точки зрения подойти к рассматриваемому вопросу, то необходимо признать: сила государственной власти проявляется не в “твердой руке”, не в “карательном аппарате”, не в суматошной активности, не в похвальбе и не в произволе. Настоящая сила власти — в ее способности призывать, не угрожая, и встречать искренний отклик в народе, среди людей. Так как авторитетная власть прежде всего и превыше всего —дух и воля, то есть достоинство и правота наверху, которым отвечает искренняя политическая лояльность снизу. Давно подмечено: чем меньшее напряжение нужно сверху и чем больший внутренний отклик оно встречает снизу, тем сильнее государственная власть.

Юрий КИЛИМНИК
 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.