Идея разрабатывать симуляционные игры для бизнеса Александру Толкачу, основателю компании СT Influence Games (CTIG), пришла случайно. С 2010 по 2014 г. Толкач служил директором по внешним связям в Донбасской топливно-энергетической компании (ДТЭК) Рината Ахметова. Толкач вспоминает, что одной из главных его задач в ДТЭК было добиться, чтобы население приняло идею повышения энерготарифов. Толкач тогда думал сделать это с помощью игры, в которой потребитель построит свою энергокомпанию и поймет, из чего складываются тарифы.
Реализовать идею в ДТЭК не получилось. В 2014 г. Толкач ушел из ДТЭК и решил заняться разработкой бизнес-игр. Его партнером стал Борис Фирсов, гендиректор “Михайлов и партнеры Украина”. Партнеры собрали $100 000 и в начале 2015 г. основали компанию CTIG. Силы пробовали на играх в создание бизнеса, например кафе.
К концу 2015 г. выручка была крошечной — $5000, рассказывает Толкач, пришлось корректировать бизнес-модель. Компания стала развивать корпоративное направление — не только в России, но и в США. “Мы изначально взяли за правило делать игры только по реальным событиям”, — говорит Толкач. И первой стала игра для PR-менеджеров “Шантаж на шахте”, созданная на основе реальной истории захвата шахты ДТЭК профсоюзными активистами. В игре “Шантаж на шахте” было 25 переменных: репутация акционера, настроения шахтеров, реакция СМИ, репутация профактивиста у населения, репутация компании в регионе и т. п. Сейчас в играх CTIG используется до 150 переменных. В мае 2016 г. CTIG получила выручку в $25 000, а до конца года рассчитывает заработать до $100 000.
Большинство разработчиков игр — люди очень молодые, им бизнес-кейсы непонятны. Нужны были люди, зрелые эмоционально и мировоззренчески, понимающие цели проекта, говорит Толкач. CTIG нашла по одному такому программисту в Германии, Чехии, Польше и Москве. Их ставки колеблются от $17 до $25 в час. Вторая большая сложность — сценаристы. Толкач с Фирсовым решили, что лучше всего подойдут опытные деловые журналисты с хорошим образованием. Главный сценарист — Александр Данковский, бывший шеф-редактор “Форбс Украина”. Постоянно работают пятеро; в среднем в Киеве сценаристы получают $1000—1500 в месяц.
Недостаток симуляционных игр — плохая масштабируемость, трудно адаптировать под разные сферы, знает Олег Шпильковский, руководитель направления в Mail.ru Group.
Толкач изначально решил создать платформу-конструктор, чтобы ускорить выпуск игр. Весь 2015 год компания разрабатывала такую платформу, и срок выпуска игр сократился с шести до двух месяцев.
“Мы поняли, что на раскрутку продуктов для массового рынка уйдут годы”, — говорит Толкач. К концу прошлого года $100 000 было “съедено”, но в декабре 2015 г. партнеры нашли частного инвестора Сергея Ивашкина, топ-менеджера крупной российской компании, который приобрел 30%-ную долю за $300 000.
Первым клиентом стало МИД Украины. Толкач по ДТЭК был знаком с министром Павлом Климкиным, тот сетовал, что послы старой формации не справляются с быстрыми политическими изменениями. Он попросил Толкача придумать игру, которая заставила бы послов встряхнуться. “Мы сделали игру для обучения кризисному реагированию за сущие копейки летом 2015 г. То была тренировка: как строить интервью с заказчиком, понять его потребности, как сценаристу сделать варианты сценария”, — вспоминает Толкач. После “Переполоха в посольстве” пользователи обратили внимание и на “Шантаж на шахте”.
В конце 2015 г. Толкач нашел второго клиента — белорусскую компанию “СТА Логистик” с оборотом 40 млн евро. Компании нужны были изобретательные и настойчивые люди, способные пробраться к директору через заслон секретарей. Евгений Селевич, руководитель департамента по развитию бизнеса “СТА Логистик”, рассказывает, что компания внедрила игру 1,5 месяца назад — для тестирования и обучения продавцов. Ежемесячно “СТА Логистик” просматривает 700—800 резюме, проводит 20—30 первичных собеседований и берет на работу 1—2 новых продавцов. За три года обновляется 60% штата. В игру уже сыграло 60 сотрудников отдела продаж. Селевич рассказывает, как в игру предложили сыграть 10 новичкам, после чего компания взяла двух из них. Игра обошлась в 0,8 оклада руководителя, а экономия составила 2,5 оклада, рассказывает Селевич. Проект обошелся в несколько тысяч долларов. С тех пор CTIG подняла цены до $10 000 за игру.
Перспективным направлением для CTIG стала промышленная безопасность. “Проблема — в поведении людей. В ДТЭК мы постоянно увольняли директоров шахт, если они планы добычи ставили во главу угла в ущерб безопасности”, — говорит Толкач. А игра — хороший инструмент для изменения поведения персонала. “Мы придумали придать игре детективный оттенок. Поймать нарушителя всегда намного интереснее. И “следователь” сталкивается с враньем, круговой порукой, сокрытием фактов, как в жизни. Сотрудник быстрее запомнит информацию и почувствует сопричастность к теме”, — рассказывает Толкач.
В начале 2016 г. команда Толкача и Фирсова сделала демонстрационную версию игры “Взрыв на нефтепромысле”. Толкач показал ее на Петербургском форуме по промышленной безопасности, и к нему обратилось восемь крупных компаний. CTIG ведет переговоры с РЖД, “Сибуром”, “Тольяттиазотом”, “Полюсом”, говорит Толкач. Замдиректора по промбезопасности “Тольяттиазота” Виталий Дмитрук рассказал “Ведомостям”, что ему очень нравится игровая идея, но пока проект на предварительной стадии. Пресс-служба компании “Полюс” знает о переговорах CTIG с руководством Рудника им. Матросова (дочернего предприятия “Полюса”), решений о сотрудничестве еще нет. РЖД и “Сибур” факт сотрудничества не подтвердили.
В начале июня украинский “Метинвест” объявил о сотрудничестве с CTIG: заказ дан на игру — расследование несчастных случаев на шахтах. С корпорациями работать очень долго — с момента первых переговоров до старта проекта может пройти полгода, сетует Толкач. Все же он надеется выполнить в 2016 г. 10 заказов. Для окупаемости существующей команды нужно выполнять по три проекта в месяц, а для развития — по пять.
В конце 2015 г. CTIG получила отклик от нефтегазовых компаний Техаса. “Я сам пробивался, писал, приезжал, встречался, использовал LinkedIn для поисков контактов”, — говорит Толкач. Можно продавать сотни проектов, если потратиться на рекламу и инфраструктуру, думает он. CTIG уже зарегистрировала операционную “дочку” в США. Надо создать контентные офисы ближе к заказчикам, набрать и обучить людей, на 300 проектов нужно 80 человек. Ивашкин надеется на трехкратный рост стоимости компании за 2—3 года.
Еще в 2015 г. Толкач с Фирсовым решили для широкой публики делать политико-исторические симуляции, в которых игроки проживали бы жизнь известных деятелей. Так начался проект с Рузвельтом, сразу ориентированный на глобальную аудиторию. Первый продукт получился очень громоздким и скучным, рассказывает Толкач. Пришлось искать новые формы — чтобы игрок сам решал, когда и с кем ему говорить, что прочитать и когда перейти к принятию решений. Компания рекламировала игру “100 дней Рузвельта” в американском сегменте Facebook: “Устали от тупых дебатов? Попробуйте себя в роли умного президента!” Страничка за сутки набрала 6000 просмотров, а в игру включилось несколько десятков игроков.
Другие разработчики игр считают, что корпоративный сектор интересен только мелким компаниям. Можно разработать игры для обучения персонала в Сбербанке или “Газпроме”, но это не игровой бизнес, а консалтинг, говорит основатель компании Nival Interactive Сергей Орловский: “Перспективы рынка для конечного пользователя неясны. Мы много лет тратим огромные деньги на выпуск небольших познавательно-развлекательных игрушек для глобального рынка, чтобы понять спрос. Пока ни у кого нет бизнес-модели”.
Юлиана ПЕТРОВА
Что скажете, Аноним?
[10:40 23 декабря]
[14:10 22 декабря]
13:30 23 декабря
13:00 23 декабря
12:00 23 декабря
11:00 23 декабря
10:30 23 декабря
10:20 23 декабря
10:10 23 декабря
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.